ОГЛАВЛЕНИЕ:
Почта редакции сайта:
sh05memory@yandex.ru

Обновление сайта
Пн 10 апр 2017 21:31
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

◄Выпуски 1980 г. и далее◄▲ВВЕРХ▲

Ш К О Л А № 5



г. Луга, Ленинградская обл.



Из истории школьного образования в СССР

(По материалам публикаций )
    В начале 1918 года была проведена полная реорганизация управления делом просвещения. Создается Народный Комиссариат просвещения во главе с Луначарским, а на местах организуются отделы народного образования при Советах рабочих и крестьянских депутатов.
    21 января 1918 года был издан декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, об отмене преподавания религиозных предметов и выполнения религиозных обрядов в школах. Школа стала светской.
    16 октября 1918 года было опубликовано разработанное Наркомпросом "Положение о единой трудовой школе РСФСР" - важнейший документ, сыгравший огромную роль в перестройке школы.
    Согласно положению в Советской республике устанавливалась "Единая трудовая школа" состоящая из I ступени для детей от 8 до 13 лет (5 лет обучения) и II ступени для подростков и юношей 14—17 лет ( 4 года обучения). Школьному обучению должен был предшествовать детский сад для детей от 6 до 8 лет.
    В конце 1919 — начале 1920 г. состоялось партийное совещание по вопросам народного образования, на котором базой всех типов образования было предложено считать вместо девятилетней школы семилетнюю школу.
    Фундаментом всей школьной системы вплоть до 1930 г. стала школа I ступени с четырехлетним курсом обучения. Школа I ступени была представлена в основном в виде четырехлетки. В более отдаленных местностях существовали трехлетки. Школа I ступени могла быть расширена до пяти-, шести- и семилетнего курса. Например, в Луге школа I ступени №3 на пер.Советском д.3 была пятилетней.
    На этой базе предполагалось создание профессиональных школ — техникумов с 3—4-летним сроком обучения, а затем и обучение в высшей школе. При этом можно было создавать и профессиональные школы на базе начальной общеобразовательной подготовки.
    Справедливость требует заметить, что глава большевизма В.И. Ленин такую позицию подверг критике, и в итоге только половина школ II ступени была преобразована в техникумы.
     В 1922 г. Наркомпрос опубликовал новое постановление, согласно которому основным типом общеобразовательной школы снова становилась девятилетняя школа, состоявшая из двух ступеней:
школа I ступени с пятилетним (5) сроком обучения и
школа II ступени с четырехлетним (4) сроком обучения.
Школы II ступени могли быть связаны организационно со школами I ступени или существовать отдельно.
С 1923/24 учебного года в сельских местностях на базе школы I ступени стали возникать школы крестьянской молодежи (ШКМ) с трехлетним сроком обучения. Помимо общеобразовательных предметов в объеме семилетней школы, в учебные планы ШКМ были включены агрономические знания. Они просуществовали до 1937 года как основные общеобразовательные школы на селе.
В 1925 году создаются первые фабрично-заводские семилетки (ФЗС), получившие широкое распространение к 1929 году и ставшие основными общеобразовательными школами в период 1930-34 годов. Вслед за ними появились школы ФЗД – фабрично-заводские девятилетки.
В 1926—1934 гг. существовало как бы раздельно два типа школ I ступени: в городах и рабочих поселках фабрично-заводские семилетки (ФЗС) и в сельской местности школы крестьянской (с 1939 г. — колхозной) молодежи (ШКМ). Окончившие эти школы могли поступать в восьмой класс, т.е. в школу II ступени, или в средние профессиональные учебные заведения. В ФЗС учащимся давались некоторые навыки промышленного труда, а в ШКМ — сельскохозяйственного. К поступлению в высшие учебные заведения готовили также на рабфаках (рабочих факультетах).
Кроме упомянутых появились еще школы ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), являющиеся продолжением школ I ступени. Они имели четырехлетний срок обучения и наряду с профессиональной подготовкой обеспечивали общее образование в объеме семилетней школы.
    К 1934г. система школьных учебных заведений в стране оказалась весьма сложной и запутанной. Существовали следующие типы школ:
- начальная школа (I ступень) с четырехлетним сроком обучения (реально от 1 года в глухих местах до 5-6-7 лет в центре);
- семилетняя школа как фундамент всей школьной системы;
- школа II ступени (девятилетняя средняя школа) с профессиональным уклоном, например, в Луге школа II ступени №1 имела педагогический уклон в последнем классе;
- фабрично-заводские семилетки (ФЗС) - разновидность семилетней школы в промышленных центрах;
- фабрично-заводские девятилетки (ФЗД) - разновидность девятилетней школы в промышленных центрах;
- школа крестьянской молодежи (ШКМ), являющаяся продолжением школы I ступени для сельской молодежи;
- школа фабрично-заводского ученичества (Ф3У) преимущественно для рабочих-подростков с профессиональной установкой;
- рабфак, дававший среднее образование молодежи, поступающей затем в высшие учебные заведения.
Классы в этих школах назывались по-разному: и группой, и годом обучения, и собственно классом. Например, в школе №3 на Советском пер. д.3 группа «Д» соответствовала 5-му классу.
     В целях установления четкой организационной структуры и порядка в школе Совнарком и ЦК ВКП(б) приняли постановление от 15 мая 1934 года «О структуре начальной и средней школы», которым ликвидировалась организационная путаница и устанавливались общие для всей страны типы общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя и средняя школа.
Указанные типы школ просуществовали до следующей полосы школьного реформирования, начавшейся в 1958 году.
В 30-е годы начался переход на всеобщее семилетнее образование.
В 1932 – 33 учебном году для всех учащихся вводятся переводные и выпускные экзамены по всем предметам, кроме рисования и физкультуры.
На экзаменах ученики брали билет, отвечали без подготовки. С 1956—57 учебного года переводные экзамены были отменены, и учащиеся переводились в следующие классы по годовым оценкам знаний.
Появилась пятибалльная система оценок, вводился систематический индивидуальный учет знаний по пятибальной словесной системе (очень плохо, плохо, посредственно, хорошо, отлично);
в 1944 году к ним добавили и привычные баллы (от 1 до 5).
Школой руководил теперь не заведующий школой, а директор (в начальных школах остались заведующие).
Классы стали называть именно классом. Значительно увеличился курс по всем дисциплинам; повысились требования к учащимся. Стали издаваться стабильные учебники; появилось много педагогических журналов.
В девятилетке и десятилетке в 8-10 классах обучение было платным почти всегда. Официально ее ввели в 1940г. Оплату отменили в 1956г. Учебники покупали сами школьники.
В 1934 году появился предмет «история», который был исключен из обучения в 20-е годы.
В 7 классе ввели военное дело. Учили обращаться с деревянными винтовками.
В это время проводили подписку на займы первых пятилеток: покупали облигации государственного займа. Было соревнование: какой класс больше принесет денег, лучше выполнит план по займам.
Рабочий возраст был установлен с 12 лет. После начальной школы можно было работать. Поэтому в 5 классы шло мало детей.
Оканчивающим среднюю школу стали выдавать аттестаты с включением отметок по всем предметам.
Медалей не было: за особые отличия в учебе в аттестате делали приписку «Имеет право поступать в вуз без вступительных экзаменов».
В декабре 1943 г. принято постановление СНК СССР о введении всеобщего обязательного обучения детей с 7-летнего возраста.
В 1943г. в условиях Великой Отечественной войны раздельное обучение мальчиков и девочек было введено в семилетних и средних школах Москвы, Ленинграда, столиц союзных республик, областных и краевых центров и ряда крупных промышленных центров СССР. Реформа затронула малую часть учащихся, например, для РСФСР число школ с раздельным образованием (мужских и женских школ в общей сложности) не превышало 2 % от их общего количества. Постановление Совета Министров СССР от 1 июля 1954 восстановило совместное обучение мальчиков и девочек во всех школах с 1954/55 учебного года.
Июнь 2016г.Чигирь Н.А.

Школы г.Луги в предвоенный период.
При подготовке публикации о школах г.Луги в довоенный период использовались следующие источники: Хрисанфов В.И. «Лужский край в 1920-1930-е годы», Шейндлин Л.М. «Луга. Воспоминания старожила», Дмитриев И.Д. «Записки товарища Д.», воспоминания Диденко В.С. и материалы семейных архивов.
На 15 сентября 1936 г. в Луге имелись:
восемь начальных школ (1-4кл)
4-я – пер. Советский д.3 (Шейндлин Л.), в 20-е годы это была школа ступени № 3 (справка из архива Чигиря Н.А. от 1927г.)
6-я -
7-я – зав.Перлов Е.У.
8-я –на территории педагогического училища, на улице Красной Артиллерии (Дмитриев И.Д.)
9-я -
11-я – ул.Новгородская в двухэтажном здании вечерней школы у реки (ателье) (Шейндлин Л.)
12-я (Папоротное)
13-я начальная школа, заведующий школы Рабинович, учитель Тренина (размещалась, предположительно, в помещении бывшей церковно-приходской школы) (фото, грамоты и свидетельства из архива Смердовой Н.)

три неполные средние школы (1-7кл)
10-я – (165 учеников) (пр.Володарского д.12 - угловое трехэтажное, где к/театр КИМ) (Шейндлин Л.)
5-я эстонская - (38 учеников) –(ул.Загородная д.1 рядом с лютеранской церковью), закрыта в феврале 1938г. (Воспоминания Климберг Э.Ф., дочери репрессированного учителя этой школы).
Однако, 22 июля 1938г. Мих.Мих. Александров (1902г.р.) назначается директором 5-й школы.
Ж/д школа №47 в двух зданиях на углу Урицкого и Новгородской (ул.Т.Петровой) (в эту школу ходила сестра В.С.Диденко и в 1935г. окончила 7-й класс, железнодорожная школа размещалась в 2-х зданиях: нынешнего военкомата -5-7кл. и дома малютки-1-4кл. Номер ж/д школы связан со сквозной нумерацией школ на ж/д.)

три средние школы (1-10кл)
1-я (158 учеников)-пр. Володарского, 4 (справка из архива Чигиря Н.А. от 1929г.). Классы СШ №1 были рассредоточены по четырем адресам:
двухэтажное деревянное здание на пр.Володарского, 4;
трехэтажное каменное здание на углу пр.Володарского,12 и ул.Дзержинского;
двухэтажное каменное здание на ул.Связи, 2;
здание на Комсомольском пр., 25, построенное в 1933г. (в составе СШ№1 с 1934г.);
2-я (образцовая), (167 учеников)-пр.Володарского д.1;
3-я (170 учеников)- пр.Урицкого д.26;
Со слов Диденко В.С. какие-то школы были в двух зданиях на пр.Кирова в доме №41 и в доме напротив (теперь в одном Детская школа искусств и , напротив, МЧС). Перед войной там был директором Ефим Устинович Перлов.
Некоторые здания школ не сохранились во время войны, другие были перестроены в послевоенное время. Представление об этих зданиях дают прилагаемые ниже фотографии.

Начальная школа №7 на полигоне, сначала была в казарме, потом в новом здании. В центре учитель Вербина К.Е.

Школа №13 в Луге в 1939г. Учитель Тренина, заведующий Рабинович, ученица 4 класса Марта Тарховская (темные волосы) в дальнем ряду третья справа.

Эстонская школа №5 на Загородной ул.(ул.П.Баранова):2х-этажное здание в центре.
Дом на переднем плане-эстонская кирха.

Церковно-приходская школа на Базарном пер.(ЦПШ)

Здание ж/д школы №47 на углу Новгородской ул. и пр.Урицкого для 5-7 классов.

Городское училище на Базарном,2. В советское время до 1946г. - СШ№1 (5-9кл.),до 1975г. НСШ №4,после - СШ №2.

Март 1917г. Успенская ул.: слева дом №4-2х-этажное деревянное здание начального училища (в сов. время СШ№1), дальше на углу 3х-этажное здание управы в доме №12 (в сов. время НСШ №10).

Успенская ул.(пр.Володарского):слева 2х-этажное здание ( в сов. время СШ№1),дальше 3х-этажное здание (в сов. время НСШ №10)

Вид сверху на ЦПШ, городское начальное училище (2х-этажное здание) и городскую управу (3х-этажное здание).


Директора и заведующие школ г.Луги.
2 октября 1939 г. Зав. ГорОНО был утвержден Полоцкий Николай Федорович, 1897 г. рождения, работавший в этой должности с января 1934г. И одновременно учившийся на 3 курсе пединститута им.Покровского в Ленинграде.
Богданова Евфалия Петровна, 1907г. рождения, образование высшее, директор 1-й средней школы (с 10 сентября 1939г. по 17 августа 1940г.);
директором 2-й средней школы, по-прежнему, был Дубровин Марк Иович, 1897г., образование высшее;
Горшков Иван Иванович, образование высшее, с 1936г. был директором 3-й школы;
(Перлов Ефим Устинович – перед войной зав. школы №7? на пр.Кирова - Диденко В.С. )
Васильев Алексей Васильевич, 1888г. рождения, образование среднее, зав. 6-й начальной школы;
Богданов Прокопий Семенович, образование высшее, работал директором 47 железнодорожной школы
Соловьев Василий Галактионович, 1895г. рождения, с 1932г. зав. 8-й школы;
Корсакова Ираида Николаевна, 1902г. рождения,….
Тихомирова Варвара Владимировна, образование незаконченное высшее, директор 10-й школы;
Дьякова Клавдия Алексеевна, 1893г. рождения, зав. 11-й начальной школой.
Рабинович – зав. школы №13.

Школы г.Луги в послевоенный период
1944г.
После освобождения Луги 12 февраля 1944г. стали формироваться коллективы школ. С марта-апреля месяца 1944г. уже работали
начальные школы:
№1 по адресу пр.Кирова, 24, зав. Перлов Ефим Устинович
№2 по адресу пр.Кирова, 24, зав. Гусева Пелагея Ивановна
В 50-60-е годы в этом здании был Дом пионеров и школьников, теперь МЧС.
№3 по адресу Советский пер, 3, Павлова С.Д. зав. с осени 44г.
Заведующих в этой школе было много, последним заведующим начальной школы №3 был Рудаков Владимир Карпович с 1 фев.56г. по 28 авг.56г., когда НШ №3 вошла в состав СШ №2.
Теперь в этом здании Компьютерный центр.

№4 по адресу пр.Кирова, 39 (в то время д. 41),зав. Пенина Антонина Васильевна.
В 50-70-е годы в этом здании была Школа рабочей молодежи, теперь Детская школа искусств.
Семилетка по адресу Советский пер.,3, директор Копотина Елена Викторовна (1944-47г.г.).
Номера у школы не было вплоть до конца 1945г., когда ей был присвоен №2.
Средняя школа №1 на Базарном пер.,2, скорее всего, приступила к работе осенью 44г., т.к. летом только начались назначения учителей и дирекции. В 1944-45 учебном году директорами были с 3 авг. Тихомирова Варвара Владимировна и с 29 декабря Николина Ольга Ивановна. С августа 1945г. директором становится Степанов Борис Васильевич (1945-52г.г.).
1945г.
С 1 сентября открывается Семилетка по адресу пр. Кирова,39. (в то время д. 41), директор Ямса Хельма Михайловна (1945-46г.г.).
Номера у этой семилетней школы тоже не было вплоть до конца 1945г., когда ей был присвоен №5. В этом здании уже размещалась школа №4 и , возможно, ШРМ (школа рабочей молодежи).
В конце 1945г. начальные школы №1 и №2 по адресу пр.Кирова, 24 были объединены в одну начальную школу №6, зав. Гусева Пелагея Ивановна.
1946г.
Летом 1946г. средняя школа №1 (директор Степанов Б.В.) переезжает в отремонтированное здание на Комсомольском пр.,25. В этом здании СШ№1 размещалась еще до войны.
В освободившемся здании на Базарном,2 разместилась школа №4.
Вероятно, это произошло тоже в 1946г. после переезда СШ№1 за реку.
1947г.
Летом 1947г. семилетняя школа №5, директор Дубровин Марк Иович (1947-54г.г.), переехала за железную дорогу в новое здание на пересечении улиц Смоленской и Свободы.
Теперь в этом здании д/сад №17.
В освободившемся помещении на пр.Кирова, 39 (в то время д. 41) была размещена вновь образованная начальная школа №7, зав. Соловьева Анна Кондратьевна.
1948г.
Начальная школа № 4 (зав. Перлов Е.У.) летом 1948г. преобразована в семилетнюю школу №4 (директор Перлов Е.У.).
1950г.
Осенью 50-го года параллельно с продолжением ремонта здания началось формирование коллектива семилетней школы №8 по адресу пр.Урицкого,26 (теперь это дом №8), директор Полухин Георгий Иванович с 1 окт.1950г. Из-за незавершенности ремонта некоторые классы временно были закреплены за НСШ №2.
1951г.
В марте 1951г. здание НСШ №8 было принято госкомиссией, и учащиеся были переведены в новую школу. В авг. 1951г. НШ№7 и НСШ№8 были объединены. Все ученики и учителя НШ№7 перешли в НСШ№8.
Помещение НШ№7 передано ШРМ, которая стала называться «Школой рабочей молодежи №7». Документы с упоминанием ШРМ №7 имеются в горархиве.
В 1957-58г.г. на 1 полигоне была открыта начальная школа №7.
С 1 сент.1951г. НСШ№5 преобразована в среднюю школу №5, директор Дубровин М.И.
1952г.
С осени 1952г. неполная средняя школа №8 преобразована в среднюю школу №8, директор Полухин Г.И.
1954г.
С осени 1954г. НСШ№2 преобразована в среднюю школу №2, директор Крижанский Владимир Павлович.
1956г.
В августе 1956г. принято решение об объединении средней школы №2 и начальной школы №3 под общим названием «Лужская средняя школа №2», директор Крижанский В.П.
1959г.
Осенью 1959г. открылась новая средняя школа №3 по адресу пр.Володарского, 27, директор Крижанский В.П. В 1985г. в дополнение к старому зданию построено новое, в котором обучаются старшие классы, современный адрес школы пр.Кирова,74.
Начиная с 1959г. школы в стране стали 8-летними и 11-летними. В Луге остались СШ№1 и СШ№3. Остальные школы стали неполными средними, т.е. 8-летними.
1975г.
В 1975г. были объединены СШ№2 (пр.Володарского,1) и НСШ№4 (ул.Связи,2) под общим названием «Лужская средняя школа №2». С этого времени СШ№8 получила название СШ№4.
1990г.
В 1990г. открылась новая средняя школа №6 по адресу пр. Володарского,44. В 2001г. построено еще одно здание специально для начальных классов СШ№6.
2010г.
Постановлением администрации Лужского муниципального района от 05.08.2010 года № 793"Средняя общеобразовательная школа № 1" была преобразована в Детский сад № 1.
Апрель 2017г.Чигирь Н.А. Автор благодарен сотрудникам Лужского горархива за помощь.

Фото прошлых лет

1947-69г.г.


Перед демонстрацией 1 Мая у КАПа

Осень 1958г

Торжественное собрание

Торжественная линейка

Фото на память

Фото на память

"Лужская правда" за 24 октября 1968г

Фотография из газеты

Школа №13 в Луге в 1939г. Учитель Тренина, заведующий Рабинович, ученица 4 класса Марта Тарховская (темные волосы) в дальнем ряду третья справа. Адрес школы?

Школа на полигоне?



1970-79г.г.


1980-89г.г.


1990-99г.г.


2000г. и далее



Выпуски 1950-67 г.г.
Выпуски 1968-69 г.г.
Выпуск 1970г.
Выпуски 1971-79 г.г.
Выпуски 1980 г. и далее
Фото прошлых лет   ↑Наверх↑


   P.S. Редакция сайта благодарит сотрудников лужского архива за оказанную помощь.